junvgmiinamepushkinap100yeary

В четверг, 31 мая, на сцене Большого театра пройдет концерт, посвященный юбилею столь же «большого» российского музея. Ровно сто лет в Москве открылся ГМИИ имени Пушкина, тогда носивший название Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете. За сто лет музей собрал около 670 тысяч экспонатов, став одним из крупнейших художественных собраний в России. Заслуг у ГМИИ много, одна из главных — появление «Джоконды» в Москве.

Инициатором создания и главным вдохновителем новоявленного музея в 1893 году стал профессор МГУ Иван Цветаев, филолог, искусствовед, изначально задумывавший собрать копии важнейших шедевров в истории искусства. В дальнейшем концепция претерпела изменения, и благодаря пожертвованиям, дарам и конфискованным произведениям коллекция начала пополняться оригиналами. Сначала восточными древностями, а уже с середины 1920-х музей начал собирать западноевропейскую живопись.

Сейчас музей обладает редкой коллекцией произведений искусства, от античности до XXI века, которая за столетие увеличилась чуть ли не в 70 раз. Большую часть собрания составляют живописные работы, которых насчитывается более 500 тысяч, — им уже не хватает места в запасниках. Одно из самых сильных мест ГМИИ, безусловно, собрание импрессионистов и постимпрессионистов, что отчасти объясняет любовь россиян именно к этим художественным направлениям.

Собрание продолжает пополняться и по сей день, и, как ранее, важную роль в его расширении играют коллекционеры. Несмотря на исключительные образцы живописи, представленные в ГМИИ, равноценной им по значимости всегда была и остается экспозиционная деятельность музея.

За столетнюю историю ГМИИ успел повидать многое — музейщики признают, что особенно нелегкими были военные и послевоенные годы, когда, например, в главном здании вместо картин выставлялись подарки Иосифу Сталину. Переломный момент, положивший начало выставочным «подвигам» Пушкинского музея, пришелся на 1955 год. Тогда в музее экспонировались произведения искусства из Дрезденской галереи перед их возвращением на родину. Уже в 1956 году музей показывал картины Пикассо, что и сейчас представляется удивительно современным и актуальным.

Ирина Антонова на открытии выставки "Пушкинскому музею 100 лет". Фото ИТАР-ТАСС, Станислав Красильников
Ирина Антонова на открытии выставки «Пушкинскому музею 100 лет». Фото ИТАР-ТАСС, Станислав Красильников

Акцент на продуманную выставочную политику — фирменная «фишка» Пушкинского музея и ее бессменного директора на протяжении последних пятидесяти лет Ирины Антоновой, которая собирает в своем музее истинные шедевры. В прошлом году, прошедшем под знаком перекрестного года России и Италии, ей, например, удалось заполучить для выставки 11 картин Караваджо. Точно так же в 1974 году ГМИИ стал на несколько месяцев пристанищем для картины другого великого итальянца: в музее демонстрировали «Мону Лизу» Леонардо, оказавшуюся в Москве проездом из Японии во Францию.

Сейчас можно сказать, что Москве просто повезло и Пушкинский сделал невозможное. «Джоконда» да Винчи вряд ли вновь когда-нибудь покинет Лувр — если шедевр отказались отправлять на крупнейшую выставку итальянского живописца, проходившую в лондонской Национальной галерее в 2011-2012, то о других потенциальных возможностях думать и вовсе не стоит. Причина тому — баснословные суммы, которые придется выплачивать страховым компаниям, если с «Моной Лизой» не дай бог что-то случится.

В активе ГМИИ есть редкие парные выставки «Москва-Париж» и «Москва-Берлин», рассказывающие о двух культурах и искусстве двух стран. Первая в 1981 году стала настоящим открытием для советских людей, по сути предвосхитившим перестройку. Стремление к новизне — ключевое в деятельности музея — проявилось и спустя 20 лет. Заметным событием в столичной жизни стала экспозиция работ выдающегося модельера XX века «Диор: под знаком искусства», где демонстрировались удивительные платья и туфли, созданные мастером. Такого масштаба выставок, посвященных творчеству одного кутюрье, в России не проводилось.

К своему столетнему юбилею ГМИИ подошел в отличной форме: признание, очереди, опоясывающие здания, давка у ворот. За плечами — успешные выставки, впереди — наверняка тоже много интересного, но в Пушкинском есть что посмотреть и в эти дни. В честь юбилея в музее проходят три выставки: одна из них подробно рассказывает об истории музея, вторая демонстрирует произведения западноевропейского и русского искусства из собраний московских коллекционеров.

Третья и самая богатая на шедевры называется «Воображаемый музей». Более 20 крупнейших музеев мира, среди которых Прадо, Лувр, Тейт, пинакотека Брера, отправили в Москву 46 картин выдающихся творцов — от Босха, Веласкеса, Гольбейна до Магритта, чьих работ, например, в собрании Пушкинского нет. Таким образом Антонова хотя бы на пару месяцев восполнила существующие «лакуны» в коллекции музея. Необычность этой выставке придает тот факт, что привезенные полотна не собраны в одном зале, а развешены по всему музею, так что их еще нужно поискать.

В дальнейшем празднование юбилея ознаменуется еще несколькими масштабными экспозициями. Так, например, ГМИИ договорился с музеями Украины о показе западноевропейской живописи старых мастеров из их собраний. На осень запланирована выставка, посвященная творчеству архитектора Ле Корбюзье; затем откроется проект работ архитектора Эриха Борхардта, который одновременно будет приурочен к перекрестному году Россия-Германия.

Собственно 31 мая пройдет торжественное празднование юбилея, которое, как ожидается, посетят руководители ведущих музеев мира. В Большой театр приедут директора Лувра, Прадо, музея Д’Орсе, галереи Тейт, Британского музея. В записи юбилейный вечер, на котором выступят Юрий Башмет, Светлана Захарова и Николай Луганский, 9 июня покажет телеканал «Культура», который в начале июня также представит четырехсерийный фильм «Музей во времени и пространстве…», посвященный юбилею. Про ГМИИ и неоценимый вклад Цветаева, Щукина и Морозова в развитие музея снял фильм и журналист Леонид Парфенов; его работа под названием «Глаз Божий» 31 мая и 1 июня будет транслироваться на Первом канале.

Единственное, что может омрачить юбилей Пушкинского, так это до конца не утвержденный план по преобразованию институции в «Музейный городок». Масштабная реконструкция, приуроченная к столетию, должна завершиться до 2018 года, а четкой ясности о ее проведении, похоже, пока не наблюдается. Не случайно, одну из первых встреч новый министр культуры Владимир Мединский провел с Ириной Антоновой, где обсуждал не только юбилей музея, но и перспективы его развития.

Понятно, что ГМИИ критически не хватает места, однако его в общем понятное желание «прихватить» близлежащую территорию и находящиеся там памятники культуры встретило еще несколько лет назад резкое сопротивление «Архнадзора». И хотя проект британского архитектора Нормана Фостера немного скорректировали, критика в адрес ГМИИ продолжает звучать, а вопрос о сохранении исторического наследия остается самым насущным.

Предполагается, что реконструкция ГМИИ обойдется в 22 миллиарда рублей (это меньше, чем ушло на Большой театр). Но с другой стороны, все та же история с ГАБТ показала, что как тратам, так и запросам предела нет. Вступая в почтенный возраст, статусные учреждения культуры в России порой теряют голову от собственного величия и значимости. В столетний юбилей музею изобразительных искусств хочется пожелать долгих лет и напомнить, что по сравнению с культурными долгожителями, тем же Большим театром или Эрмитажем, он еще пребывает в возрасте студента.