skinmoscowzfiscience

В четверг, 28 июня, был официально завершен международный фестиваль «Искусство науки», заявленная цель которого — популяризация второй через первое. Фестиваль существует уже пятый год, и с каждым разом увеличивает число проходящих на нем мероприятий, превращаясь из узкоспециального предприятия в событие массового интереса.

Первый фестиваль состоялся пять лет назад, хотя тогда это мероприятие так не называлось и представляло собой просто конкурс необычной фотографии. Необычной — потому что от участников требовалось запечатлеть мир таким, каким его видит не средний человек, пусть и фотограф, а ученый или просто любитель науки. «Все начиналось с примерно 200 фотографий, причем их технический, композиционный уровень зачастую оставлял желать лучшего», — рассказывает член жюри конкурса фотографии, куратор Московской международной школы фотографии и мультимедиа имени Родченко Татьяна Либерман.

«Конечно, было много снимков котиков и цветочков крупным планом. Но были и потрясающие в своей необычности кадры, авторам которых явно не хватало элементарных навыков. В итоге мы решили проводить для участников обучающие семинары по фотографии», — продолжает собеседница «Ленты.ру». Позанимавшись у мастеров фотографии, участники заметно улучшили свои навыки — сейчас, по словам членов жюри, уровень многих работ близок к профессиональному (хотя котики и цветочки среди присланных работ все еще встречаются).

Со временем конкурс становился все более известным и обрастал дополнительными программами. Сегодня на фестивале помимо состязания фотографов в пяти номинациях («Микромир», «Живая наука», «Наука в 3D», «Лицо вуза» и «Фотошок») есть соревнование видеозарисовок, конкурс статей о науке, ретроспектива научно-популярных фильмов и большой цикл лекций и семинаров, посвященных популяризации науки, научной журналистике и книгоиздательству и фотоискусству.

Гостей церемонии встречали роботы
Гостей церемонии встречали роботы

Но основным событием, все же, остается конкурс фоторабот: сейчас членам жюри приходится отсматривать больше тысячи снимков, присылаемых участниками из разных городов России. Как рассказал один из «судей», энтомолог и фотограф с 40-летним стажем Владимир Карцев, все поступающие на конкурс работы делятся на две группы: на фотографиях первой запечатлеваемый объект можно узнать, а на кадрах из второй сделать это бывает затруднительно. Снимки второй группы нередко бывают самыми впечатляющими — например, вот этотэтот или этот.

Среди авторов фотографий, многие из которых пришли на церемонию закрытия фестиваля в Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, выделялись «типичные» научные фотографы. Нередко художественной съемкой своих объектов в силу профессии увлекаются биологи-микроскописты и «полевики» — зоологи и ботаники, работающие не только в лабораториях, но и там, где обитают предметы их интереса.

Например, лауреат сразу в двух категориях — «Микромир» и «Живая природа» — Данил Ступин оказывается худощавым юношей в сандалиях с длинной косой и костяным украшением на груди. Данил — молекулярный биолог и съемками беспозвоночных под микроскопом увлекся всего год назад. Его работами уже заинтересовался заграничный институт, предложивший Даниле фотографировать для них в рамках исследовательского проекта. Еще один двукратный лауреат — Илья Гомыранов — студент-энтомолог из университета, и приехать на церемонию он не смог, так как находится на практике «на природе».

Но постепенно таких характерных «гибридов» ученых и людей искусства среди участников конкурса становится все меньше — по мере того, как «Искусство науки» приобретает известность, растет доля работ, присланных «обычными» фотолюбителями. В этих снимках уже нет того нестандартного взгляда, который отличал работы первых лет, пусть они и были совсем непрофессиональными. Жюри конкурса видит эту тенденцию, соглашается Либерман, и в следующем году специалисты постараются как-то вернуть «Искусство науки» в то русло, которое он самопроизвольно покинул.

На Западе конкурсы и фестивали, подобные «Искусству науки», проходят с колоссальным размахом: они рекламируются на посещаемых научно-популярных сайтах, спонсируются корпорациями-гигантами и становятся заметными событиями в новостном потоке. Фестивалю «Искусство науки» до таких масштабов пока далеко — даже лазерное шоу и выступление роботов на церемонии закрытия не избавило мероприятие от налета некоторой самодеятельности и домашности. Остается только надеяться, что в будущем подобные начинания, показывающие обычным людям красоту и притягательность науки, наконец, смогут доказать крупным компаниям свою значение и необходимость финансировать их — более того, возможно, когда-нибудь такое спонсорство станет важным показателем имиджа компании.